России и ЕС

В настоящее время взаимоотношения ЕС и России находятся в бесспорном кризисе. Попытки выйти из данной ситуации пока ни к чему не привели. Многие последствия кризиса не получится преодолеть за короткий срок, поэтому даже при условии отмены санкций взаимодействие Брюсселя и Москвы вряд ли наладится. Основная проблема здесь заключается не столько в экономических потерях и упущенных выгодах сотрудничества, сколько в отсутствии долгосрочного видения развития взаимоотношений этих двух игроков.

Вспоминаем, как это было

В середине марта 2014 года страны ЕС вслед за США ввели ограничительные меры против России. Причиной такого развития событий стал украинский кризис и вхождение Крыма в состав РФ. С точки зрения Европейского союза, действия России подрывали региональную и европейскую безопасность.

Санкции ЕС состоят из дипломатических мер, заморозки активов и запрета на поездки отдельных лиц, ограничительных мер для жителей Крыма и Севастополя, а также экономических санкций, которые направлены на сокращение сотрудничества с Россией в некоторых секторах экономики.

Одной из дипломатических ограничительных мер стала отмена саммита ЕС–Россия. Прекратились двухсторонние переговоры между Брюсселем и Москвой по визовым вопросам, была отменена конференция по газово-энергетической тематике. Кроме того, Россия была исключена из G8, которая была преобразована в G7. Также страны ЕС создали всевозможные препоны для строительства «Южного потока», так что России не оставалось ничего другого, кроме как свернуть проект.

Были введены персональные санкции против российских политиков и чиновников (146 человек) и 37 организаций, которые несут ответственность за действия, подрывающие территориальную целостность и суверенитет Украины или угрожающие им.

Совет Европейского союза утвердил также существенные рестриктивные меры в сфере экономических отношений с Крымом и Севастополем. Так, в июне 2014 года был запрещен импорт товаров из Крыма и Севастополя, а в июле 2014 года были введены ограничения на торговлю и инвестиции, затрагивающие некоторые сектора экономики и инфраструктурные проекты. Кроме того, был наложен запрет на экспорт ключевых товаров, например, оборудования для проведения геологоразведочных работ и осуществления добычи нефти, газа и полезных ископаемых. Срок действия данных мер был продлен до 23 июня 2018 года.

Что касается экономических санкций против России, они вводились в июле и сентябре 2014 года и были направлены на ограничение взаимодействия с РФ в некоторых секторах экономики. В марте 2015 года ЕС принял решение, что действие санкций должно быть напрямую связано с выполнением Минских соглашений. Позднее ограничительные меры постоянно продлевались. Последнее решение о продлении санкций до 31 июля 2018 года было принято 21 декабря 2017 года.

Экономические санкции против России заключаются в ограничении доступа к рынкам капитала ЕС для пяти крупнейших российских финансовых учреждений (Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Внешэкономбанка, Россельхозбанка и их дочерних компаний), трёх крупных топливно-энергетических (Роснефть, Транснефть, Газпромнефть) и трёх оборонных предприятий России (ОПК «Оборонпром», российская авиастроительная компания ОАК, научно-производительная корпорация «Уралвагонзавод»).

Очевидно, что данные меры хорошо продуманы и затрагивают наиболее чувствительные и стратегически важные сферы экономики России, ослабление которых способно заставить правительство РФ изменить свою внешнеполитическую стратегию.

Последствия санкционной политики ЕС

Согласно докладу Австрийского института экономических исследований (WIFO), антироссийские санкции стоили экономике Европейского Союза 30 млрд евро.  В 2013 году экспорт ЕС в Россию составлял 120 млрд евро, а в 2016 год уже всего лишь 72 млрд. С 2014 года он сокращался почти на 15,7% в год. Если не брать в расчет другие важные факторы снижения объёмов экспорта, такие как падение цен на нефть и девальвация рубля, то влияние санкций оценивается примерно в 40% от общего объема. В результате Россия занимает уже не четвертое место среди наиболее значимых торговых партнеров ЕС, а лишь пятое с долей экспорта 4,6%, уступая США, Швейцарии, Китаю и Турции.

Согласно этим расчетам, странами, особо пострадавшими от политики санкций ЕС, стали Кипр, где экспорт в Россию снизились на 34,5% за период с 2014 по 2016 год; Греция (-23,2%) и Хорватия (-21%). Потери Германии составили 11,1 млрд евро, то есть 13,4% от общего объема экспорта. Таким образом, на долю Германии приходится больше трети от общего падения экспорта ЕС.

В докладе оценивается также влияние российского эмбарго на ввоз в Россию некоторых сельскохозяйственных продуктов. В этой сфере объем экспорта в Россию снизился на 22,5% за период с 2013 по 2016 год, причем особенно сильно это сказалось на молочных продуктах и фруктах. Что касается экспорта промышленных товаров, то он сократился на 17,7%, а экспорт сырьевых товаров, в частности, железа и стали, снизился примерно на 15%.

Говоря о последствиях для РФ, стоит пояснить, что санкции лишь усугубили замедление темпов развития российской экономики, которое было вызвано структурными проблемами. К 2015 году ситуация стала стремительно ухудшаться: к санкциям добавилось падения цен на нефть, а также сомнительные для России последствия введения эмбарго против стран ЕС. Весь комплекс данных обстоятельств привел к снижению реальных доходов населения и спроса ввиду ослабления рубля. Таким образом, можно говорить о кризисе экспортно-сырьевой модели российской экономики.

Поэтому, скорее всего, отмена санкций не позволит устранить все имеющиеся экономические проблемы РФ. Санкции сами по себе не способны создать стимулы для модернизации российской экономики. Улучшить ситуацию возможно только путем диверсификации экономики и создания конкурентных продуктов.

Перспективы развития отношений ЕС и России

Европа и Россия, хотят они этого или нет, являются соседями. Европу и Россию объединяют общие исторические, культурные и философские корни. Также близки и стратегические цели обеих сторон. И Россия, и ЕС стремятся к миру, устойчивому развитию, безопасности, улучшению качества жизни своих граждан. Таким образом, существуют объективные предпосылки для качественного взаимодействия Европейского союза и России.

Однако потребуется немало времени, чтобы преодолеть существующие разногласия. Специалисты по Европейскому союзу М. Л. Энтин и Е. Г. Энтина считают, что нынешний кризис взаимоотношений возник из-за нежелания сторон искать консенсус, и пока мы может наблюдать лишь «игру с нулевой суммой».

Стороны имеют собственное, диаметрально противоположное мнение по целому ряду важнейших вопросов.  ЕС гораздо больше заинтересован в обеспечении взаимодействия внутри Союза. В связи с этим он может без труда пожертвовать своими связями с Россией, как уже было в 1990-х, начале и конце 2000-х годов. Вследствие эскалации конфликта на Украине, ЕС принял решение пойти на поэтапный разрыв с Россией. Необходимо отметить, что Россия никогда не выступала с подобной инициативой.

В дополнение к этому, ЕС стремится построить собственный миропорядок в Европе, подчинив все сферы ее жизни влиянию Брюсселя. Речь идет об ограничении роли России на европейском континенте, на что Москва не может согласиться. Соперничество в Европе и является, по мнению экспертов, истинной причиной кризиса во взаимоотношениях ЕС и России.

Развитие взаимоотношений осложняется также тем, что ЕС ставит обязательным условием снятия санкций полное выполнение Минских соглашений. Однако Россия не считает себя стороной конфликта и выступает лишь гарантом соблюдения существующих договоренностей.

Согласно позиции официального представителя МИД России Марии Захаровой: «Россия не является субъектом минских соглашений. Они посвящены двум конфликтующим сторонам. Мы должны оказывать влияние на конфликтующие стороны, равно как и Франция, и ФРГ должны оказывать влияние на Киев. Все, ничего остального мы не должны».[22]

Таким образом, отмена санкций в ближайшем будущем, скорее всего, не предвидится. Даже при условии отмены санкций, взаимоотношения ЕС и России в ближайшие годы вряд ли ждет улучшение, так как многие последствия кризиса не удастся преодолеть одномоментно И несмотря на отсутствие долгосрочного видения развития взаимоотношений, ЕС и России следует стимулировать взаимодействие и в коммерческой, и в некоммерческой сфере.

Фотография: European Council / Flickr